28 февр. 2014 г.

Гистамин и болезни кожи

Гистамин — физиологически активное вещество из группы биогенных аминов, содержащееся главным образом в тучных клетках и базофильных гранулоцитах. Он участвует в регуляции различных процессов в организме (в том числе в регуляции ритма сна и бодрствования) и является одним из медиаторов аллергических реакций.


Гистамин и болезни кожи


Высвобождаясь тучной клеткой при аллергических и псевдоаллергических реакциях, гистамин обусловливает возникновение местных или генерализованных симптомов. Помимо гистамина, высвобождаются и другие медиаторы ранней фазы аллергической реакции — эозинофильные хемотаксические факторы, фактор активации тромбоцитов.


Дегрануляция тучных клеток запускает также синтез и высвобождение лейкотриенов и интерлейкинов — медиаторов, ответственных за позднюю фазу аллергической реакции. Они вызывают сокращение гладких мышц и развитие отека (как и гистамин), а также миграцию эозинофилов, нейтрофилов и лимфоцитов, приводящую к хроническому воспалению.


В этой фазе определенную роль играет также высвобождение ацетилхолина и субстанции Р из пресинаптических нервных окончаний.


Избыточное высвобождение гистамина стимулирует выброс адреналина и способствует развитию кожного зуда и гиперемии, локальной эритемы, ангионевротического отека, острой крапивницы и различных висцеровегетативных нарушений — головной боли, диспепсии, абдоминальных алгий. Гистаминемия со снижением гистаминопексического индекса сыворотки крови определяется у всех больных сосудистой дистонией [Тополянский В. Д., Струковская М.В. 1986].


Локальный или универсальный зуд и артериальную гипотензию, признаки повышенной сосудистой проницаемости в структуре соматизированной депрессии можно считать последствиями относительной гистаминемии.


С высвобождением гистамина на фоне снижения гистаминопексического индекса связан стойкий красный дермографизм, констатируемый у большинства лиц, переживающих стрессовую ситуацию. Красный дермографизм может иметь и периодический характер (при депрессиях, имеющих циклическое течение). Резко выраженный уртикарный дермографизм сопровождается увеличением числа мастоцитов в 3,5-5 раз [Тополянский В. Д., Струковская М. В. 1986].


В коже имеются рецепторы H1, Н2,, Н3[Theoharides Т. С. 1996; Bos J. D.1997;Singh L. К. и др. 1999]. Они расположены на клетках иммунной системы, эндотелиальных клетках, гладких миоцитах, фибробластах, в нервных окончаниях и т. д., основные опосредуемые ими эффекты — зуд, отек. На меланоцитах находятся Н2-рецепторы. H1и Н2-реценгоры находятся на кератиноцитах[ShinodaS. и др. 1998;Albanesi С. и др. 1998;Koizumi Н., OhkawaraA.1999].


Активация Н2-рецепторов на кератиноцитах влияет на пролиферацию и дифференцировку через посредство цАМФ/фосфолипазы С и повышения уровня кальция внутри клеток[Koizumi Н., OhkawaraA.1999]. Активация Hi-рецепторов кератиноцитов повышает УФО-индуцированную выработку ИЛ-6[ShinodaS. и др. 1998]; кроме того, агонисты Hi-рецепторов ингибируют экспрессию молекул клеточной адгезии ICAM-1 [Albanesi С. и др. 1998]. Активация Н2-рецепторов на меланоцитах стимулирует меланогенез [Yoshida М. и др. 2000].


Положительный эффект антигистаминных препаратов связан прежде всего с их способностью ингибировать эффект гистамина на уровне Hi-рецепторов путем неконкурентной и обратимой блокады. Этим обусловлено их влияние на раннюю фазу аллергических реакций.


Влияние антигистаминных средств на позднюю фазу аллергических реакций может быть обусловлено тем, что они уменьшают миграцию воспалительных клеток (главным образом эозинофилов), а также ограничивают высвобождение соответствующих медиаторов — например, за счет антихолинергического действия, присущего многим препаратам данной группы [Павлова О. В. 2004а].


Седативное действие антигистаминных средств связано с блокадой центральных Н]-рецепторов, расположенных в гипоталамусе [Mattila М. J., Paakkaril.1999]. Блокада этих рецепторов может препятствовать осуществлению гистамином нормальной регуляции режима сна и бодрствования, вызывать сонливость и усталость и таким образом влиять на когнитивные и психомоторные функции. Поэтому прием препаратов, блокирующих центральные Н1-рецепторы, сопровождается также ослаблением внимания, рассредоточением, замедлением скорости реакции.